Главная
/
задать вопрос юристу
Особенности привлечения к ответственности за отсутствие лицензии

Действующее российское законодательство динамично меняется. Не избегает такой участи и сфера лицензирования. В настоящем аналитическом обзоре мы остановились на ответственности нарушения требований закона о необходимости иметь лицензию при осуществлении той или иной деятельности, и сроках привлечения к ответственности за осуществление деятельности без лицензии.

Нормами, на которых мы остановились являются ст. 9.1 КоАП (Нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов) и 14.1 КоАП (Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии).

Существующая правоприменительная практика по разграничению указанных составов правонарушений идет по пути, определенному Высшим арбитражным судом. Суды придерживаются позиций, краткое изложение которой сводится к тому, что в случае выявления эксплуатации взрывопожароопасного объекта без лицензии, такие действия следует квалифицировать по ст. 9.1 КоАП РФ, а не по статье 14.1 названного Кодекса. Основанием таких выводов являются требования, предъявляемые к эксплуатации опасного объекта, которые содержат необходимость наличия лицензии.

Давность привлечения к административной ответственности установлена статьей 4.5. КоАП РФ. Указанной правовой нормой закреплено, что постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения. Относительно давности привлечения к административной ответственности за рассматриваемые составы административных правонарушений, то применительно к ст. 9.1 Кодекса – это один год, по ст. 14.1 Кодекса- 3 месяца.

При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 указанной статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения, например, с даты составления протокола осмотра места происшествия, даты составления рапорта лица, выявившего правонарушение).

Постановлением Конституционного Суда РФ от 13 июля 2010 г. N 15-П часть 4 статьи 4.5 КоАП РФ признана не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой содержащаяся в ней норма позволяет в случае отказа в возбуждении уголовного дела или его прекращения, но при наличии в действиях лица признаков административного правонарушения исчислять срок давности привлечения к административной ответственности со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о его прекращении. Таким образом не зависимо от факта возбуждения уголовного дела срок давность привлечения к административной ответственности исчисляется с даты обнарушения факта правонарушения.