Министерство труда подготовило проект доклада Президенту РФ Владимиру Путину по вопросам ответственности реальных собственников организации-банкрота перед работниками в случае невыплаты заработной платы. В документе содержатся предложения ограничить влияние аффилированных с должником кредиторов на процесс банкротства, повысить его прозрачность и изменить порядок выбора арбитражных управляющих.
БОРЬБА С АФФИЛИРОВАННЫМИ КРЕДИТОРАМИ
В перечне предложений Минтруда на первом месте стоит создание механизмов, "ограничивающих влияние аффилированных с должником лиц в принятии решений в процедурах банкротства". По мнению министерства, эти механизмы должны препятствовать тем кредиторам, которые связаны с должником, снижать возможности для уклонения от равного погашения задолженности, преодолевая мнение независимых кредиторов.
Чиновники осознают необходимость решить эту проблему. Начальник управления обеспечения процедур банкротства ФНС Константин Чекмышев говорил в Госдуме при обсуждении законопроекта о реструктуризации долгов, что его доработка должна включать в себя устранение влияния аффилированных с должником лиц, в том числе, на назначение арбитражных управляющих.
УПРАВЛЯЮЩИЙ С ОЦЕНКОЙ
Роль кредиторов при подборе арбитражного управляющего, который будет вести процедуру банкротства, или их саморегулируемой организации должна быть ограничена, считает Минтруд. "Этот выбор должен происходить на основе систематизированных и верифицированных уполномоченным органом сложившихся ключевых показателей оценки деятельности, рассчитанных, исходя из уже достигнутых экономических показателей эффективности (динамики эффективности) в данной сфере", - говорится в документе.
Схожие идеи уже прорабатывались и официально оформлены. Минэкономразвития опубликовало на regulation.gov.ru проект поправок в закон о банкротстве, которые изменяют процедуру выбора арбитражного управляющего - его предлагается выбирать случайным образом из специального регистра в соответствии с информацией о послужном списке. При этом будет учитываться количество и сложность проведенных процедур банкротства, их результаты, а также обоснованные претензии к арбитражным управляющим, например, взыскание с них убытков из-за плохого исполнения обязанностей.
Минтруд также предлагает сократить сроки процедур банкротства, чтобы исключить возможность длительного ведения заведомо убыточной деятельности. "Это будет способствовать переходу производственных активов под контроль добросовестного эффективного менеджмента, восстановлению трудовых прав работников и появлению новых рабочих мест", - говорится в документе.
Как именно стоило бы уменьшить сроки процедур банкротства, не уточняется. Исключение, по мнению Минтруда, должны быть только для тех случаев, когда возможны экологические катастрофы и "иные сравнимые" негативные последствия".
РАСКРЫТИЕ ИНФОРМАЦИИ
Еще один блок предложений Минтруда касается информационной прозрачности процедур банкротства. Во-первых, предлагается раскрытие сведений о кредиторской и дебиторской задолженности должника налоговым органам в процедуре банкротства. "Это позволит установить реальность заявленной в деле о банкротстве кредиторской задолженности, а также предоставит кредиторам должника сведения о наиболее ликвидном активе - дебиторской задолженности", - говорится в документе. Такие возможности, по мнению Минтруда, "напрямую влияют на объем и срок наполнения конкурсной массы должника и объем производимых выплат кредиторам, прежде всего работникам".
Во-вторых, в проекте доклада содержится предложение о публичном раскрытии должником сведений о бенефициарах после введения процедуры банкротства. Одновременно Минтруд предлагает ввести ответственность за невыполнение этого требования. "Это будет способствовать привлечению к ответственности бенефициаров и иных лиц, виновных в доведении должника до банкротства и невыплатах", - говорится в документе. Какой именно - уголовной или административной - должна быть эта ответственность, не уточняется.
Сложностей с раскрытием такой информации у компаний быть не должно. Статья 6.1 закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" обязывает все юрлица располагать информацией о своих бенефициарных владельцах и обновлять ее.
Что касается института привлечения контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности, то он был законодательно обновлен в 2017 году, а затем свои разъяснения выпустил и Верховный суд РФ. Реформа уже дала результат. В IV квартале 2017 года был зафиксирован настоящий всплеск количества случаев привлечения судами к ответственности бенефициаров и руководителей компаний-банкротов. Их число выросло до 360, что в 2 раза больше, чем за аналогичный период предыдущего года, следует из данных "Федресурса" (Единый федеральный реестр сведений о банкротстве, bankrot.fedresurs.ru).
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ДОЛЖНА БЫТЬ ДОСТАТОЧНО СЕРЬЕЗНАЯ
На организации, находящиеся на стадии банкротства, приходится 32,7% просроченной задолженности по заработной плате - 936 млн руб. из 2,86 млрд руб., свидетельствуют данные Росстата на 1 апреля 2018 года.
Доклад Минтруда подготовлен во исполнение поручения президента, отданного 11 апреля после рассмотрения обращения уполномоченного по правам человека Татьяны Москальковой. "Нередко собственники предприятий остаются при хорошей недвижимости, при достаточно больших денежных капиталах, а перед коллективами они ответственности не несут", - говорила она на встрече с В.Путиным.
"У нас то же самое происходит в финансовой сфере, собственники банков не несут субсидиарной ответственности в случае неблагоприятного развития ситуации и банкротства этих финансовых предприятий", - заметил Президент. По его словам, надо самым внимательным образом проанализировать практику и подумать, как эту ситуацию исправить, "чтобы ответственность на всех участниках этого процесса лежала достаточно серьезная".
ФОНДЫ ДЛЯ ВЫПЛАТ
У Минтруда были и другие предложения, как решить проблему долгов предприятий-банкротов перед сотрудниками. В 2013 году министерство предлагало ввести обязательное страхование работников от невыплаты зарплаты на случай банкротства предприятия. Предполагалось, что страховщиком будет выступать Фонд социального страхования. Обсуждался размер ставки в 0,05-0,25% от заработной платы, но работа над соответствующим законопроектом была остановлена из-за несогласия других министерств, сообщили "Интерфаксу" в пресс-службе Минтруда. Теперь эта идея заложена в законопроект председателя комитета по государственному строительству Госдумы Павла Крашенинникова.
А министр труда и социальной защиты Максим Топилин в декабре 2017 года на заседании правительства выдвинул идею создания гарантийных фондов, которые были бы источником погашения задолженности по заработной плате при нехватке конкурсной массы на предприятиях-банкротах. В проект доклада президенту это предложение не вошло, потому что в поручении затрагивается вопрос усиления ответственности собственника, а не механизм погашения задолженности, объяснили в пресс-службе Минтруда.
Сейчас проект доклада находится в Правительстве РФ.
Использованы материалы Новостной ленты "Интерфакс" |