Главная
/

Порядок уплаты НДС при реализации имущества должника-банкрота

Актуальной проблемой представляется порядок уплаты НДС при реализации имущества должника-банкрота. Таким имуществом, например могут быть дизельные генераторы.

С одной стороны имеется норма Налогового кодекса РФ (ст. 161 НК РФ), прямо указывающая, что НДС в отношении операций по реализации имущества должника-банкрота обязаны исчислить поокупатели такого имущества, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога. С другой существуют нормы специальных законов, в т.ч. Закона о несостоятельности (банкротстве), Трудового кодекса РФ. Ситуация еще больше осложнилась для налогоплательщика после "появления" Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 января 2013 г. № 11 "Об уплате налога на добавленную стоимость при реализации имущества должника, признанного банкротом", разъяснившего, что цена, по которой имущество должника было реализовано, подлежит перечислению полностью (без удержания налога на добавленную стоимость) покупателем имущества должнику или организатору торгов.

"...налог на добавленную стоимость в отношении операций по реализации имущества (в том числе предмета залога) должника, признанного банкротом, исчисляется должником как налогоплательщиком по итогам налогового периода и уплачивается в сроки, установленные пунктом 1 статьи 174 НК РФ, с учетом того, что требование об уплате названного налога согласно абзацу пятому пункта 2 статьи 134 Закона о банкротстве относится к четвертой очереди текущих требований. Цена, по которой имущество должника было реализовано, подлежит перечислению полностью (без удержания налога на добавленную стоимость) покупателем имущества должнику или организатору торгов, а также организатором торгов - должнику; эта сумма распределяется по правилам статей 134 и 138 Закона о банкротстве".

В рассматриваемой ситуации имеется коллизия правовых норм, разрешение которой следует искать в основах законодательства о налогах и сборах и законодательстве о несостоятельности.

Читая буквально положения п. 4.1 ст. 161 НК РФ (действует с 1 октября 2011 г.), действительно можно сделать вывод о том, что налоговыми агентами при реализации имущества должника, признанного банкротом, признаются покупатели указанного имущества. Указанные лица обязаны исчислить расчетным методом, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.

"…налоговая база определяется налоговым агентом отдельно по каждой операции по реализации указанного имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются покупатели указанного имущества и (или) имущественных прав, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Указанные лица обязаны исчислить расчетным методом, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога".

С другой стороны, рассматривая ситуацию системно, а не усеченно в рамках одной номы права (п. 4.1 ст. 161 НК РФ), следует вывод, что Закон о несостоятельности (банкротстве) имеет преимущественное значение и применение над законодательством о налогах и сборах. Основание такого вывода кроется в основах самих законов:

Во-первых, законодательство о налогах и сборах является фискальным, т.е. устанавливая общие права и обязанности налогоплательщиков и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов (ст. 1 НК РФ), такое законодательство распространяется лишь на узкую сферу права, регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (ст. 2 НК РФ «Отношения, регулируемые законодательством о налогах и сборах»). В рассматриваемой ситуации действие законодательства о налогах и сборах, будет распространяться на налогоплательщика только в части возможной ответственности в случае совершения виновного действия.

Во-вторых, гражданским законодательством, к которому относится в том числе Закон о банкротстве, предусмотрены специальные нормы по уплате налогов и сборов в отношении лиц, находящихся в процессе банкротства. В ст. 2 Закона о банкротстве налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и в государственные внебюджетные фонды отнесены к обязательным платежам (относится к четвертой очереди текущих требований-ст. 5, 134 Закона о банкротстве). Под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом. Удовлетворение требований кредиторов по текущим платежам в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, производится в порядке, установленном указанным Федеральным законом. Закон о банкротстве регламентирует процедуру и очередность погашения требований кредиторов (ст. 65 ГК РФ). Нарушение очередности уплаты текущих платежей (в данном случае суммы НДС являются, как отмечалось ранее, текущими платежами) влечет нарушение прав кредиторов (ст. 138 Закона О банкротстве) и положений ст. 130 ТК РФ.

В-третьих, права и интересы покупателя имущества банкрота никак не могут быть нарушены, т.к. в конечном итоге последним все равно должна быть уплачена полная стоимость приобретенного имущества (в бюджет как написано в ст. 161 или продавцу согласно закона о банкротстве). Возможность налогового вычета на суммы НДС в рассматриваемой ситуации, в т.ч. без его фактической оплаты, не предусмотрена (п.3 ст. 171 НК РФ).

Суды при вынесении решении еще до начала действия п.4.1. ст.161 НК РФ придерживались мнения, что выделение налога на добавленную стоимость и исполнение обязанности по его уплате при продаже заложенного имущества влечет нарушение прав залогового кредитора на получение удовлетворения обеспеченного залогом требования в пропорции, установленной законом и определяемой исходя из всей суммы средств, вырученной от продажи предмета залога. (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 21 июня 2011 г. N 439/11).

В заключение следует обратить внимание на то обстоятельство, что в соответствии со статьями 118 и 127 Конституции Российской Федерации выбор норм материального права, подлежащих применению с учетом фактических обстоятельств дела к спорным правоотношениям, и их истолкование относятся к полномочиям арбитражного суда, разрешающего спор. Не являясь источником права, Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ обобщает практику применения законов и иных нормативно-правовых актов арбитражными судами и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Данные разъяснения в силу ч. 2 ст. 13 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации", обязательны для арбитражных судов (обладают так называемой «государственной обязательностью»), и могут применяться, арбитражными судами в качестве нормативного обоснования при принятии решений. Таким образом разъяснения Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 января 2013 г. N 11 являются обязательными для арбитражного суда, являющегося единственным арбитром в настоящем споре. При таком подходе представляется, что решения арбитражных судов будут приниматься в пользу позиции изложенной Пленумом Высшего Арбитражного Суда РФ в своем постановлении от 25 января 2013 г. N 11.

 

 
Яндекс цитирования