Главная
/
Новеллы банкротства

закон о банкротствеВот и вступили основные изменения в Закон о банкротстве. Наверняка, многие сразу читать весь закон не станут, поэтому для облегчения восприятия введенных изменений подготовили этот обзор.

Коротко обозначены основные новшества, внесенные законом № 482-ФЗ в наш любимый Закон о несостоятельности (банкротстве) (далее – ЗоБ).


1. Наконец-то поднята планка отсечения в банкротстве. Ранее было 100 000 рублей, теперь 300 000 рублей (ст.ст. 6, 33 ЗоБ).

 Для стратегов (стратегических предприятий и организаций), а так же для монополистов (субъектов естественных монополий) порог инициирования банкротства поднят с 500 000 рублей до 1 000 000 рублей (ст.ст. 190, 197 ЗоБ).

2. Изменен порядок определения состава и размера денежных обязательств и обязательных платежей – теперь они определяются не на дату подачи в суд заявления о банкротстве, а на дату введение первой процедуры (ст. 4 ЗоБ). Будьте внимательны те, кто подал заявления до вступления в силу изменений.

Текущие требования изменения не коснулись, поэтому останавливаться на них не будем.

3. Уточнен порядок обращения в суд кредитора в случае, если обязанность по оплате денежных средств установлена решением третейского суда. Теперь первоначально кредитор должен обратиться в суд за выдачей исполнительного листа, а судебный акт по данному поводу должен вступить в законную силу (ст. 7 ЗоБ). Новелла, очевидно, принята в рамках борьбы с «карманными» третейскими судами.

3. Два традиционно крупнейших кредитора – банки и Российская Федерация в лице ФНС – получили привилегии по «отлову» должников. Теперь для инициирования банкротства им не требуется подтверждать задолженность в судебном порядке. Банки получают право на обращение в суд с даты возникновения признаков банкротства, ФНС – через месяц после принятия решения о взыскании задолженности налоговым либо таможенным органом (ст. 7 ЗоБ).

То есть риск прокредиторского банкротства для должников существенно возрастает. Как следствие – повышается актуальность правовых услуг по оспариванию решений налоговых и таможенных органов. Не оспорил – через месяц лови банкротство. Не заплатил по кредиту в течение трех месяцев – эффект тот же.

4. За 15 дней до обращения в суд с заявлением о признании должника банкротом банк обязан опубликовать уведомление в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц (ст. 2.1 ЗоБ)

5. Залоговые кредиторы получили право голосовать за кандидатуру арбитражного управляющего (далее - АУ) или СРО, за обращение в суд с ходатайством об отстранении АУ и за обращение в суд с ходатайством о прекращении конкурсного производства и перехода к внешнему управлению (ст. 12 ЗоБ).

6. Уточняется порядок уведомления кредиторов о собрании – не менее чем за пять рабочих дней. Ранее было – календарных (ст. 13 ЗоБ).

7. Дополнен порядок оформления результатов голосования на собрание кредиторов, установлен срок хранения данных документов, порядок доступа к ним, установлена обязанность публиковать в течение трех дней сведения в ЕФРСБ (ст. 18 ЗоБ). В целом – ничего нового, раньше всё практически так и было.

8. Право АУ запрашивать сведения расширено и дополнено (абз. 7 п. 1 ст. 20.3 ЗоБ):

А) теперь АУ вправе запрашивать информацию так же о лицах, входящих в состав органов управления должника, о контролирующих лицах, о принадлежащем им имуществе (в том числе имущественных правах), о контрагентах и об обязательствах должника;

Б) в число лиц, обязанных предоставлять АУ сведения, включены органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации;

В) прямо указано на право АУ запрашивать сведения, составляющие служебную, коммерческую и банковскую тайну, что, впрочем, и раньше не было особой проблемой.

9. Расходы на текущую деятельность должника отделены от расходов на процедуры банкротства (ст. 20.7 ЗоБ)

10. В размере фактических затрат будут компенсироваться расходы на услуги БТИ и иных лиц, если они необходимы для гос.регистрации прав должника на недвижимость (ст. 20.7 ЗоБ).

11. АУ обязан заключить договор дополнительного страхования по решению СРО либо в случае предъявления к нему такого требования должником или кредиторами (ст. 24.1 ЗоБ)

12. Установлен минимальный размер компенсационного фонда для СРО – 20 млн.р. (ст. 25.1 ЗоБ).

13. Изменен размер компенсационной выплаты из фонда СРО – ранее было не более 25% фонда, сейчас – не более 5 млн.р. на один «страховой» случай или не более 1 млн.р., если АУ заключил договор на дополнительное страхование (ст. 25.1 ЗоБ)

14. Установлен срок, в течение которого руководитель должника обязан направить учредителям (участникам) должника, собственнику имущества должника – унитарного предприятия сведения о наличии признаков банкротства – 10 дней с даты, когда руководитель узнал или должен был узнать (ст. 30 ЗоБ). За неисполнение данной обязанности в ч. 6 ст. 14.13 КоАП РФ установлен штраф – от 25 до 50 т.р.

15. Должник утрачивает право выбирать кандидатуру АУ и СРО.

За 15 дней до подачи заявления о банкротстве в суд должник обязан опубликовать уведомление в Едином федеральном реестре сведения о фактах деятельности юридических лиц, после чего узнать выбранную в случайном порядке СРО, включить её в заявление о банкротстве, а уж в СРО выберет кандидатуру АУ (ст. 37 ЗоБ). Обходить норму будут классически - через заявление «дружественного» кредитора.

16. Установлены основания для отказа в утверждении АУ судом – это информация об отсутствии у арбитражного управляющего достаточной компетентности, добросовестности и независимости для проведения процедуры (ст. 45 ЗоБ). Из текста не вполне ясно, предоставляется такая информация только из СРО или может быть предоставлена иными лицами. Однако даже в случае наличия такой информации АУ может быть утвержден судом, но для этого потребуется дополнительное страхование (на страховую сумму не менее размера компенсационного фонда СРО на последнюю отчетную дату). В этом случае уменьшается размер возможной выплаты из фонда СРО с пяти до одного млн.рублей. (ст. 45 ЗоБ).

17. Несколько изменен порядок признания требования заявителя обоснованным и введении наблюдения. Определение об отказе во введении наблюдения и оставлении заявления о признании должника банкротом без рассмотрения выносится при условии, если имеется иное заявление о признании должника банкротом (ст. 48 ЗоБ).

18. Изменен порядок начисления процентов на сумму требований конкурсных кредиторов (ст. 63 ЗоБ).

19. Суд вправе прекратить производство по делу о банкротстве, если должник является платежеспособным, а заявление о банкротстве было подано должником либо кредитором, являющимся заинтересованным лицом, если данные лица знали о платежеспособности должника, а заявление было подано с целью необоснованного неправомерного получения выгод от банкротства (п. 6 ст. 63 ЗоБ).

Конструкция громоздкая, хитрая и с учетом массовой практики по выводу активов едва ли будет активно применяться.

20. Временный управляющий и лица, участвующие в деле, вправе возражать против включения требований в реестр по мотиву пропуска срока исковой давности (ст.ст. 66, 71 ЗоБ).

21. Установлена обязанность временного управляющего предоставлять в суд заключение о наличии или об отсутствии оснований для оспаривания сделок должника (ст. 67 ЗоБ).

Раньше писались заключения только в случае, если не находились оснований для оспаривания сделок. Если находились – просто оспаривали. Теперь заключение по всем случаям обязательно.

22. В случае, если собрание кредиторов, рассматривающее вопросы, отнесенные к компетенции первого собрания кредиторов, созывается после завершения наблюдения, к такому собранию применяются нормы, относящиеся к первому собранию кредиторов (ст. 73 ЗоБ).

23. Существенно изменена ст. 100 ЗоБ. В частности, АУ обязан в течение пяти дней с даты получения требования кредитора опубликовать сведения о требовании в ЕФРСБ.

24. Вводятся ст.ст.111.1-111.8 ЗоБ об операторах электронных площадок.

25. Изменен порядок замещения активов должника в ст. 141 ЗоБ, ст. 115 ЗоБ дополнена пунктами 7-11.

26. Расширены требования к отчету АУ – дополнительно нужно указывать сведения о мерах по взысканию дебиторки; сведения о сумме текущих обязательств должника с указанием процедуры, применяемой в деле о банкротстве, в ходе которой они возникли, их назначения, основания их возникновения, размера обязательства и непогашенного остатка; сведения о предпринятых мерах по признанию недействительными сделок должника, а также по заявлению отказа от исполнения договоров должника (ст.ст. 117, 143 ЗоБ).

27. Дополнен порядок продажи социально значимых объектов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ или объектов коммунальной инфраструктуры. Если они не были проданы в форме конкурса, порядок продажи определяют кредиторы. В т.ч. возможна продажа путем публичного предложения или путем приглашения делать оферты, главное – взятие участниками торгов на себя обязательств заключить с органами местного самоуправления соглашение об исполнении условий касательно указанных объектов. В случае неисполнения соглашения органы местного самоуправления вправе обратиться в суд с заявлением о расторжении договора, что влечет передачу органам объектов, а покупателю из местного бюджета компенсируется сумма, оплаченная по договору с должником (ст. 132 ЗоБ).

28. Арбитражный суд вправе уменьшить размер требований по оплате труда любых работников должника в случае, предусмотренном п. 4 ст. 136 ЗоБ.

29. Залоговый кредитор теперь определяет в т.ч. начальную продажную цену предмета залога, порядок и условия проведения торгов, порядок и условия обеспечения сохранности предмета залога. Данные сведения включаются АУ в ЕФРСБ не позднее 15 дней до начала торгов. Установлен срок обращения в суд за разрешением разногласий между АУ и залоговым кредитом по указанным моментам – 10 дней с даты публикации в ЕФРСБ. Залоговый кредитор вправе оставить предмет залога на любом этапе публичного предложения по цене, действующей на данном этапе, если нет иных заявок, путем одновременно подачи заявления АУ и перечисления денежных средств на спец.счет должника. Расходы на обеспечение сохранности предмета залога и реализацию его на торгах погашаются до распределения денежных средств согласно п. 1, 2 ст. 138 ЗоБ.

30. В случае неисполнения должником мирового соглашения кредиторы теперь вправе получить исполнительный лист (ст. 167 ЗоБ).

31. Увеличен срок возражений на включение требований в деле о банкротстве финансовой организации - с 15 до 30 дней (ст. 183.26 ЗоБ).

32. Усилена административная ответственность по ч. 1 и 2 ст. 14.13 КоАП РФ - теперь она составляет от 50 до 100 т.р. (благо размеры штрафов в части третьей не тронули). Расширен перечень субъектов ответственности по ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ. Расширена формулировка ч. 4 ст. 14.13 КоАП РФ – теперь карается в т.ч. несвоевременное предоставление АУ сведений и документов.

 

за обзор спасибо Максиму Доценко с Закон.ру.

 

 

 

 

 

Яндекс цитирования